Выборно-готовый инструмент в дальнейшем станет, по всей вероятности, чисто выборным баяном

Alexei

Пользователь+
17 Янв 2010
273
61
С.Чапкий в книге "Школа игры на выборном баяне" в 1978 утверждает:
Собственно, выборно-готовый инструмент в дальнейшем станет, по всей вероятности, чисто выборным баяном, свободным от элементов готового баяна, переключателей, усложнений, отягощающих инструмент и технику игры на нем и тормозящих процесс перехода музыкально-исполнительской баянной культуры на более высокую ступень.
Источник: С.Чапкий Школа игры на выборном баяне

Однако спустя 40 лет все известные исполнители играют всё-таки на выборно-готовом баяне... Или кто-то играет на чисто выборном?
 
по поводу "чисто выборного" за известных исполнителей не скажу, но если коротко о себе, то после училища и консерватории за 16 лет (включая 7 лет филармонии) для людей доводилось исполнять только 2 пьесы на выборном баяне и 122 на готовом. имхо готовый рулит, но выборный иногда выручает.
 
Готовый - это же аккомпанемент. Песни, танцы и т.п. популярная музыка, неудивительно, что что более востребованная людьми.
Выборный - это сольное выступление, музыка более сложная, менее востребованная, как любая сложная музыка.
 
  • Мне нравится
Реакции: stneu и Vlad
По-моему, Ксения Сидорова играет на чистой выборке.
А зачем ей вообще левая? )) Вместо этого у нее лучшие оркестры мира...
Да ей можно вообще не играть - просто улыбаться... )))
 
  • Мне нравится
Реакции: Vlad
Не понравилось - не улыбается! )) А без ее улыбки это просто музыка... )
 
Вопрос про "чисто выборный" инструмент. Совсем без готовых аккордов. Сейчас любой серьёзный исполнитель играет на готово-выборном инструменте.
Модели с 4 рядами выборки без готовых аккордов выпускаются... но как правило для детей.
 
Модели с 4 рядами выборки без готовых аккордов выпускаются... но как правило для детей.
Это для облегчения инструмента, там диапазон выборки небольшой.
Профессиональный инструмент таким образом облегчить не получится - в выборной половине больше голосовых планок, чем в готовой.
 
Тема интересная.

Мне, например, интересно, почему выборка слева все еще делается на 4 ряда, а не на 6 (надо знать одну аппликатуру на любую тональность, больше альтернативных вариантов аппликатуры).

Чисто выборный инструмент позволяет ставить недорогую надежную механику, играть на 6 (или 8 в случае Moschino) рядах, и иметь в левой кассотто (что, например, в теории может сильно помочь с голосоведением). Например, два фагота - один на плоской, второй в кассотто.

В г-в, как я понимаю, всегда кастрированный вариант готовых аккордов (мало голосов), и при этом выборка только на 4 ряда.

Глядя на старинные учебники по выборному и г-в баяну, там везде 4 ряда, даже на чисто выборных, но написаны все они (кроме "современного") были в бородатые времена, когда в союзе трехрядка в правой, втч и без выноса большого пальца за гриф, считалась адекватной.
 
Последнее редактирование:
Глядя на старинные учебники по выборному и г-в баяну, там везде 4 ряда, даже на чисто выборных, но написаны все они (кроме "современного") были в бородатые времена, когда в союзе трехрядка в правой, втч и без выноса большого пальца за гриф, считалась адекватной.
Мало того, в те доисторические времена, в отличие от нынешних, и сам баян в принципе, как и исполняемая на нём музыка, были итересны не только узкому кругу непосредственно связанных с этим профессионалов и жалкой кучке неадекватных извращенцев-любителей, но и "широким слоям населения", причём даже стриптиз для поддержания этого интереса, как ни странно, не требовался. Ну не развито было тогдашнее общество в плане музыкальной культуры, тёмен был народ и не образован, что уж греха таить. Отсюда, должно быть, и его вопиющая непритязательность. Не смущали тогдашних невежд ни ограничения, накладываемые нехваткой вспомогательных рядов на клавиатурах, ни убогость звучания, вызываемая отсутствие фонограмм и прочих электронных чудес, ни скудость внешних эффектов при исполнении музыки на аккордеоне (баяне). Слава богу с проклятым прошлым навсегда покончено. Теперь-то конечно, какая ж песня без баяна с 6-рядной выборкой и красивого обнажённого женского тела на длинных и стройных ногах?
 
Про стройные женские ноги и мускулистые мужские тела под фонограмму из электронных чудес - это в соседнюю тему ;)
Но раз уж зашел оффтоп про трехрядку справа - в европе пятирядки были еще до войны. В союзе , по всей видимости, решили за буржуйским изобретением не гнаться, а продолжать заставлять талантливых молодых музыкантов еще пол века корячить пальцы на пролетарской трехрадке - исключительно по политическими и идиологическим причинам. К музыке этот выбор имел еще меньшее отношение, чем современные электронные чудеса.
Вплоть до того, что и в наши дни, спустя почти 100 лет (!!!) после появления пятирядки, на ютуб выкладывают видео баянистов-вундеркиндов, которые на пятирядном юпитере корячат свои детские пальчики трехрядной аппликатурой! А лишние два ряда там просто чтобы вес добавить, мол пусть дите мышцы накачивает.

По теме - как я понимаю, г-в ряды ограничены механикой и могут существовать только на аккордовых рядах, но тут я возвращаюсь к вопросу темы - выборном баяне как отдельном инструменте.
 
Ну не развито было тогдашнее общество в плане музыкальной культуры, тёмен был народ и не образован, что уж греха таить.
"Народ сер, но мудр" (Ц)
Не смущали тогдашних невежд ни ограничения, накладываемые нехваткой вспомогательных рядов на клавиатурах, ни убогость звучания, вызываемая отсутствие фонограмм и прочих электронных чудес, ни скудость внешних эффектов при исполнении музыки на аккордеоне (баяне).
Так и исполняемое разнообразием не отличалось. Если большинство русских народных песен (не путать с советскими) было пентатоническими, то там баян был неадекватен, а гармошки в самый раз.
А советская песня успешно освоила ля минор - а Шостаковичей всяких гнобили за формализм и антинародность.
 
... в наши дни, спустя почти 100 лет (!!!) после появления пятирядки, на ютуб выкладывают видео баянистов-вундеркиндов, которые на пятирядном юпитере корячат свои детские пальчики трехрядной аппликатурой! А лишние два ряда там просто чтобы вес добавить, мол пусть дите мышцы накачивает.
Знаете почему так? В последние годы многие музыкальные школы смогли приобрести хорошие концертные баяны. У нас в школе искусств, например, есть теперь 4-х рядный Юпитер (3/4), 5-рядный Акко (полный). Но дома-то у ребят нет 5-рядных баянов, занимаются на 3-рядных. Так что пока освоение дополнительных рядов, в основном, это удел уже поступивших в муз. колледж и в высшие учебные заведения, где они занимаются на своих личных концертных 5-рядных инструментах.
 
  • Печально
Реакции: tetris
Да оно понятно, но одна из причин, почему дома нет пятирядок, в том, что фабрики десятилетиями выпускали морально устаревшие инструменты.
 
  • Мне нравится
Реакции: VikVlDem
Мало того, в те доисторические времена, в отличие от нынешних, и сам баян в принципе, как и исполняемая на нём музыка, были итересны не только узкому кругу непосредственно связанных с этим профессионалов и жалкой кучке неадекватных извращенцев-любителей, но и "широким слоям населения", причём даже стриптиз для поддержания этого интереса, как ни странно, не требовался. Ну не развито было тогдашнее общество в плане музыкальной культуры, тёмен был народ и не образован, что уж греха таить. Отсюда, должно быть, и его вопиющая непритязательность. Не смущали тогдашних невежд ни ограничения, накладываемые нехваткой вспомогательных рядов на клавиатурах, ни убогость звучания, вызываемая отсутствие фонограмм и прочих электронных чудес, ни скудость внешних эффектов при исполнении музыки на аккордеоне (баяне). Слава богу с проклятым прошлым навсегда покончено. Теперь-то конечно, какая ж песня без баяна с 6-рядной выборкой и красивого обнажённого женского тела на длинных и стройных ногах?
По-моему сейчас народ стал ещё более тёмен и не образован, чем ранее, я имею ввиду в основной своей массе. Что же касается готовых инструментов, никуда они не исчезнут. Да, будут усовершенствования, новые модели с расширенными возможностями, но готовый аккомпанемент никто не отменял и он имеет своё законное право на существование.
 
Да оно понятно, но одна из причин, почему дома нет пятирядок, в том, что фабрики десятилетиями выпускали морально устаревшие инструменты.
Да просто пятирядные не пользовались спросом в советских магазинах. Примерно как чёрная икра. Никто ж не приходил в рыбный магазин и не спрашивал у продавщицы есть ли она в продаже. Но кому было надо ГДРовцы делали.
 
Но раз уж зашел оффтоп про трехрядку справа - в европе пятирядки были еще до войны.
Возможно вас это удивит, но в Российской империи они появились ещё до революции.
Да оно понятно, но одна из причин, почему дома нет пятирядок, в том, что фабрики десятилетиями выпускали морально устаревшие инструменты.
До определённого момента, после которого можно сказать, что перестали выпускать вообще какие бы то ни было, да и сами эти фабрики в большинстве своём почили в бозе. Я имею в виду массовое производство доступных инструментов разумеется, потому что "Юпитеры" и "АККО" по понятным причинам дома есть у очень немногих (я имею в виду даже не серьёзные концертные инструменты, а всякие там ученические "Саши", "Васи" и "Люси").
 
Чисто выборная левая может и имеет право на жизнь, но даже матёрые зубры аккордеона не гнушаются готовыми аккордами. Так что современный компромисс с переключением устраивает большинство играющих.
 
Да просто пятирядные не пользовались спросом в советских магазинах. Примерно как чёрная икра. Никто ж не приходил в рыбный магазин и не спрашивал у продавщицы есть ли она в продаже. Но кому было надо ГДРовцы делали.
А чёрную икру, значит не спрашивали исключительно потому, что не нужна была, не любили её народные массы?