Василий Ф. ответом не удостоил, может быть кто-то другой возьмётся разъяснить что же такое гармонь?
Из цитаты, приведённой выше, приходится сделать вывод, что это гармоника, имеющая диатонический звукоряд, но всякая ли?
И на каком основании, интересно, хроматические гармоники лишаются этого почётного названия?
Вот это, например, гармонь или не гармонь?
А это?
На первом фото снова Елецкая рояльная гармонь. Но это более поздняя разновидность. Хроматические звуки второго ряда, если верить официальному сайту администрации г. Елец, появились на Елецкой рояльной гармони лишь в 20 веке. Сама Елецкая гармонь появилась в 60х годах 19в., и продолжала совершенствоваться на протяжении 70х - 80х годов 19 в. (думаю, что и позже).
Так что не вижу противоречия, это Елецкая рояльная гармонь поздней модификации)).
Все таки появление хроматического строя на гармонях - это скорее результат их модернизации, усовершенствования. В подавляющем большинстве гармони - диатонический инструмент. Так как их назначение - исполнение фольклорной музыки. И диатоники для этого вполне достаточно. Хроматический строй, как правило, приводит к удорожанию гармони, увеличению габаритов и веса инструмента.
Необходимо также понимать, что хроматический строй все таки удел классической музыки, сферы нотной записи, то есть профессионального исполнительства. Для фольклорного, любительского музицирования диатонический строй инструментов является базовым. Посмотрите на фольклорные инструменты: духовые - дудочки, рожки, свистульки; струнные - гусли звончатые, гудок; самозвучащие - колокола, варган, и др. - все они диатонические.
Как только фольклорный инструмент приобретает в результате усовершенствования хроматический строй, он "перекочевывает" в сферу профессионального исполнительства (или существует в двух сферах одновременно). Например, создание Андреевым хроматической балалайки, а позже домры привело к созданию оркестра русских народных инструментов. Усовершенствование гармони, как на приведенных выше фото ( добавление хроматического строя в правой клавиатуре, а позже появление (благодаря валиковой механике) полного набора хроматического басо-аккордового аккомпанемента в левой) - все эти изменения привели к появлению баяна, инструмента универсального, способного передавать любую музыку, от простейших образцов фольклорного творчества, до шедевров мировой классической и современной музыки.
Подводим итог:
Гармоника - группа язычковых духовых инструментов с язычками проскакивающего типа. В нее входят гармони (губные, ручные, ножные - были и такие))), баяны.
Гармонь - преимущественно диатонический инструмент, с небольшим набором басо-аккордового аккомпанемента, предназначенный для исполнения фольклорной музыки.
Баян - инструмент, обладающий хроматическим строем в правой клавиатуре и полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре.
Необходимо понимать, что процесс эволюции от простейших гармоней к современным многотембровым готово-выборным баянам и аккордеонам происходил плавно, постепенно на протяжении нескольких веков. И на этом пути появлялись различные вариации, объдиняющие признаки тех или иных инструментов (например, гармонь с хроматическим строем, приведенная выше, или гармоники "Левая по правой", выпускавшиеся фабрикой братьев Киселевых и используемых одновременно с ногофоном - дополнительной басовой гармоникой, располагавшейся на полу и приводимой в действие нажатием ног исполнителя ). В этом процессе поиска и становления наших инструментов одни идеи приживались, другие канули в лету.
Несомненно одно, и простые фольклорные гармони, и современные баяны - аккордеоны, во всем их многообразии существуют в нашем обществе одновременно, и каждый инструмент находит своих почитателей, благодаря особенным свойствам, присущим каждому конкретному инструменту.